Вчера в Российской академии художеств, Отделении декоративных искусств РАХ, Управления по координации академического художественного образования РАХ, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, ОАО «Ёлочка» приняла участие в круглом столе «135 лет уникальному промыслу по изготовлению стеклянных ёлочных украшений ручной работы».
В рамках празднования 265-летия Российской академии художеств. Целью круглого стола стала популяризация уникального промысла среди студентов художественных вузов.
Участники: представители Художественно-экспертного совета Московской области по народным художественным промыслам (члены Союза художников России), профессор факультета стекла и керамики Российского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова, заведующий отделом металла и камня Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, представитель Исторического музея, представитель Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, руководитель предприятия, художники, главный технолог ОАО «Ёлочка», студенты факультета стекла и керамики Российского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова.
Программе круглого стола было:
Приветствие участников
Выступление представителей предприятия ОАО «Ёлочка»
Выступление экспертов
Показ имиджевых роликов, рассказывающих о технологическом процессе изготовления елочной игрушки.
Обсуждение развития промысла в реалиях нашего времени.
Мастер-класс по росписи елочной игрушки для всех студентов (каждому студенту предлагается под руководством специалиста самостоятельно расписать шар профессиональными красками и декорировать глиттерами разных цветов).
Краткая история возникновения народного художественного промысла «Клинская елочная игрушка», в традициях которого изготовлены изделия ОАО «Ёлочка».
Развитию стеклодувного ремесла в Клинском уезде Московской губернии способствовали крупные залежи кварцевого стекольного песка, отходы лесопромышленного производства, которые использовались как дровяное топливо для варки стекла. Первые сведения о зарождении уникального стеклодувного промысла в Клинском уезде Московской губернии относятся ко второй половине XIX века. Доступность сырья, выгодное месторасположение для сбыта изделий стали вескими причинами для начала промышленного стеклянного производства князем А.С.Меншиковым, правнуком фаворита Петра I, в своём имении Александрово, находившемся в 26 верстах от уездного города Клин в Круговской волости. И в 1848 году князь получил разрешение на «устроение стеклянного завода», который выпускал лампы, посуду, бутылки, изделия из цветного стекла и даже хрусталь.
С конца 1879 года, после смерти А.С.Меншикова, завод начал приходить в упадок, существенную конкуренцию ему в этот период составили кустари-одиночки, продолжившие традицию обработки стекла. Зажиточные хозяева имели небольшие «камушные» мастерские, где делали бусы, брошки, лампадки, пуговицы, сережки.
Важным этапом в зарождении и развитии промысла в Круговской волости является открытие в 1887 году наиболее известной мастерской по производству «дутых» бус, иностранными гражданами А.А.Вюншем и Р.Л.Виттом. Бусины создавались различных форм – круглые, овальные, цилиндрические, в виде граненого камушка и соединялись на нити различной длины. Готовый товар везли в город на продажу или сдавали скупщикам. Разноцветные «дутые» бусины и литые стекла-камушки использовались в декоре нарядов русских крестьянок, а также в качестве украшения для рождественских ёлок.
В начале ХХ века спрос на связки разноцветных бус, сверкающих золотом или серебром, постоянно нарастал, что определялось их небольшой стоимостью и легковесностью. В это же время мастера начинают осваивать разнообразные виды ёлочных украшений: шары, подвески, верхушки, фигурные игрушки.
Так в одном из документов за 1915 год указано «заведение стеклянных изделий», которое находилось в деревне Подорки Круговкой волости Клинского уезда Московской губернии и принадлежало крестьянину Я.Д.Лазареву. Продукцией этого заведения были стеклянные бусы и ёлочные украшения. Мастерская на тот момент существовала уже 20 лет.
После Октябрьской революции советская власть провела политику кооперации на объединение кустарей-одиночек и частных мастерских в артели и кооперативы. В 1919 году частные мастерские были ликвидированы, кустари-одиночки объединялись в артели, стеклодувное ремесло сохранилось и продолжило свое развитие.
А в 1929 году, согласно постановлению Совета народных комиссаров, были запрещены: празднование Рождества, новогодние торжества, продажа ёлок и «ёлочной дребедени» «для использования в связи с религиозными обычаями и обрядностями». Производство елочных украшений было прекращено. По воспоминаниям старых жителей деревень бывшей Круговской волости, только отдельные мастера в эти годы продолжали изготавливать елочные игрушки для своих детей. Стеклодувные артели перешли на выпуск лабораторной посуды.
Так продолжалось вплоть до 1935 года, пока в газете «Правда» от 28 декабря 1935 года не была опубликована статья «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!», в ней призывалось «…в школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская елка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года елку для своих ребятишек». И уже 31 декабря 1935 года лесная красавица робко вошла в дома советских граждан. С этого момента начинается следующий яркий период в истории клинского промысла.
Ещё в 1932 году в подмосковном Загорске (ныне Сергиев Посад) был создан Научно-экспериментальный Институт игрушки, главной задачей которого стала разработка новых образцов игрушек для предприятий страны. Профессиональные художники и технологи института, опираясь на производственные и художественные традиции обработки стекла Клинского района позволили в кратчайшие сроки наладить выпуск ёлочных украшений.
В 1936-1938 годах в Клинском районе был налажен выпуск ёлочных украшений сразу в нескольких артелях «Им. Ленина», «Восток», «Красный Октябрь», «1 Мая», «1-я Российская стеклодувная артель», «Клинское объединение стеклодувов» и мастерских совхозов и колхозов. В ёлочной игрушке тех времен помимо традиционных форм и узоров, находили свое отражение и достижения советского воздухоплавания, автомобилестроения, советская символика.
Во время Великой Отечественной войны изготовление игрушек почти не прекращалось несмотря на то, что Клинский район сильно пострадал от оккупантов. Праздничные ёлки военной поры помогали людям легче перенести тяготы и невзгоды лихолетья.
С середины 1950-х годов значительно увеличивается спрос на ёлочные украшения, в связи с этим строятся новые производственные помещения для размещения артелей с образованием фабрик ёлочных украшений: Высоковской, Круговской, Клинской и Решетниковской. Это способствовало техническому перевооружению производств, основные стеклодувные цеха с керосина были переведены на жидкий, а позднее природный газ, что позволило значительно увеличить производительность, улучшить условия труда.
Расширяется ассортимент, он стал разнообразнее и богаче по форме и росписи, улучшается качество и художественное достоинство ёлочных украшений. Новые образцы игрушек способствуют воспитанию любви к Родине, ее культуре, уважению традиций других народов. В новых образцах игрушек проявляется национальная направленность, фольклорные и литературные персонажи, любимые герои сказок, орнаментальное богатство народного искусства.
В 1970-е годы фабрики переходят в подчинение Министерству местной промышленности, проводятся организационные мероприятия по укрупнению предприятий. В 1971 году создается Клинское производственное объединение «Ёлочка» в его состав вошли фабрики, производившие в Клинском районе ёлочную игрушку: Высоковская, Решетниковская и Круговская и Клинская фабрика елочных украшений. С 1997 года – Клинское производственное объединение реорганизовано в ОАО «Ёлочка».
ОАО «Ёлочка» продолжает хранить лучшие традиции производства ёлочных украшений, основанные на опыте нескольких поколений, который умельцы-стеклодувы передавали от отца к сыну, от мастера к ученику уже 135 лет.
*
*
*
*
*
*